понеділок, 15 липня 2019 р.

Опыт хоумскулерства в Шотландии. Разговор с Svitlana Iniakoviene.

Я сейчас создаю демократический образовательный коворкинг Діло Діти. Точнее не создаю, а продолжаю создавать. Уже пошел третий год. За это время  я наконец понял как называется то, что я хочу сделать.  Это именно “демократический образовательный коворкинг”. Оказалось, что существует  ФБ группа прямо по этой теме Самоспрямована освіта в Україні / Self-Directed Education in Ukraine

Администратор группы @Stanislav Samykin порекомендовал переговорить со @Svitlana Iniakoviene, которая уже 10 лет живет в Шотландии и имеет опыт трех детей хоумсукулерв.



хоумскулеры в Шотландии

Видео тут


Ниже транскрибация (слегка приближенно к тексту) нашего разговора без литературной и редакторской обработки. Желающие могут послушать в записи.




 SI. Для меня, как родителя, важно наличие хорошего образовательного центра недалеко от дома с большим количеством разных активностей и свободным посещением, чтобы дети в любое время могли забежать туда с друзьями и заняться чем-то интересным самостоятельно или с умелым и знающим взрослым. Мы (родители хоумскулеров) пытались организовать подобное пространство для своих детей, но не получилось.

Разные активности в одном центре. Близкий доступ.  Мои дети самостоятельно прибегали. Занимались чем они хотят под руководством взрослого или самостоятельно. Мы пытались организовать тусовку детей но у нас ничего не получилось. Люди говорят “Хотим постоянную тусовку одних и тех же детей”. В складчину пригласить каких-то преподавателей, что-то сделать самим. Всегда хорошо когда есть такое место ты туда прибежал когда захотелось и что-то сделал.

Кружки (для занятий) есть у всех. Они активные люди у детей есть кружки. Но должно быть ещё пространство, где можно помастерить. Вот это именно самое полезное, нужное для всех чтобы он мог попробовать, что-то услышать, попробовать новые  инструменты, вырезать по дереву поработать  с металлом.  Может быть кружок где-то стихи пытаются писать не понравилось, перешёл в другую комнату всегда есть какой-то взрослый который может что-то подсказать. Примкнули тоже его друзья чтобы была какая-то свободная атмосфера и без напряга. Дети такие что страстно работают,  а потом может остывают.


БЮ. Вы сказали у вас не получилась?

SI. Да, к сожалению, не получилось. Мы нашли подходящий фермерский дом с садом и планировали наполнить его множеством интересных вещей: организовать библиотеку, компьютерную комнату, разные мастерские, наполнить музыкальными инструментами и настольными играми, во дворе сделать птичник и огород. Но организаторы попытались обойтись без финансовой помощи государства, чтобы избежать любого вмешательства властей, а силами семей участников проекта воплотить задуманное в жизнь не удалось.

Хотя, нужно сказать, что, возможно, люди были не слишком мотивированны, т.к. нам и так живется неплохо. Законодательство в сфере образования в  Шотландии достаточно демократичное, количество хоумскулеров огромное, семьи объединяются в разнообразные детские клубы, организовывают воркшопы, экскурсии, дети заняты в кружках и группах по интересам с регулярными встречами. Наверное поэтому не хватает энтузиазма создавать новые серьезные проекты.

Сейчас мы в своем городе пытаемся создать силами 10-12 семей новую хоумскулерскую группу с регулярными встречами раз в неделю по 5 часов и разнообразными занятиями, такими, как французский язык, лит. клуб начинающих авторов, фелтинг, йога, курс архитектуры, экология, кулинария и др. Список активностей постоянно пополняется детьми, а мы стараемся организовать для них и себя эти занятия и проводить их будут родители и приглашенные специалисты в интересующих нас областях. Мы сможем гулять на соседней детской площадке и обедать все вместе, что тоже здорово. Для этого мы нашли достаточно большое помещение, предоставляемое городским советом для тех, кто занимается подобной деятельностью.

БЮ. Вы платите?

SI. Нет, государство оплачивает. Если вы объясните что есть заинтересованные люди которые хотят  проводить занятия, то сможете туда бесплатно ходить до 3-5 часов.

БЮ. А вы можете как-то оборудовать переоборудовать принести и хранить свои свои материалы?

SI. Нет, ничего серьезно там мы менять не собираемся. Есть компьюторы, хорошо оборудованная кухня, достаточно большой зал и несколько комнат для желающих уединиться и не принимать участия в неинтересных для них занятиях. Этого достаточно.

Мы хотели купить загородную ферму с большим количеством комнат и возможных активностей (библиотека, мастерские, птичник,..). Важно, что тут может быть безопасная территория, можно прийти в любое время и заниматься тем, что интересно. Чтобы взрослые могли оставить своих детей и были спокойны что там есть взрослые которые за ними присмотрят.
Но, к сожалению, у нас все хорошо.  У всех находится чем заниматься. Они отказались все это оплачивать. Итак занятий  хватает разных.


БЮ. Но это же надо менять логику. Если это деревня, туда надо специально доезжать это доступность другая, не пешеходная.

SI. Да. У нас нет демократических школы здесь Шотландии. Мы считаем очень полезным именно образовательный центр со свободным посещением. Когда захотел пришёл, захотел ушёл.  А люди не хотят за это платить. Люди не склонны к тому чтобы это все усложнять. Есть тусовка хоумскулеров. Кто-то дал клич съездили на какую-то фирму посмотрели. Или на экскурсию собрались едут все вместе или воркшоп интересный.
( Выше уже все сказала)

БЮ. Скажите пару слов о хоумскулерах. Они приклеены к каким-то программам?  Где-то там маячат стандарты? Должен ли к какому-то сроку, пусть не ежедневно, в течение года, что-то сдавать?

SI. Нет. Ничего обязательного нет. К некоторым приходят письма от властей с просьбой предоставить план на следующий год. Если приходит такое письмо, то ты письменно рассказываешь, что ты собираешься делать в общих фразах и они отстают.

Важно добавить (внимание Украина!!). Хоумскулеры Шотландии не обязаны следовать школьной программе. Каждый выбирает тот путь, который ему кажется лучшим.

БЮ. Все равно когда ребёнку 15-16 лет он куда-то должен дальше поступать или идти работать, где-то должен быть какой-то аттестат, соответствовать  чему-то.

SI.  Если ребенок 15-16 лет или раньше задумывается что он хотел бы поступить в колледж, приобрести какую-то профессию или пойти в университет, он начинает интенсивно заниматься. Но это сознательный ребенок. 

Он может работать каждый день на достижение этой цели. Он сам найдёт и подтягивает чего он не знает, и знает что ему это понадобится. Да, есть специальные центры, которые принимают экзамены. Есть онлайн курсы, которые помогают тебе, если ты хочешь. Ты проходишь это все за пару лет. Готовишься. Сдаешь экзамены. Идут в университет или колледж. 

Но некоторые не делают это в 16-17лет со сверстниками. Некоторые делают это позже. Они занимаются каким-то бизнесом, торгуют, идут в Макдональдс, путешествуют. Очень многие идут на то чтобы учиться онлайн.

БЮ.  Они не имеют никакого диплома о среднем образовании?

SI.  После экзамена и  на его основании.  А вообще хоумскулеров много. Их все больше.  Кто идеологически, кому просто не нравится школа. Люди все легче и легче идут на это. Сейчас примыкают к нам и уходит из школ. Поэтому они уходят в хоумскулеры.  Школьная муштра выбивает все силы.

У нас в законе есть две опции. Родитель должен предоставить образование ребенку либо в школе либо другим образом. Люди пробуют обучать любым другим образом. В  любом случае если у вас что-то не получается, школа обязана вас принять назад без каких либо экзаменом.

БЮ. Дети не всегда хотят учиться. Как вы их “принуждаете” к тому что как бы надо? Или они сами чувствуют что пора бы уже чем-то заняться.

SI. В нашей семье мы не убеждаем их что это надо. Мы просто подсказываем. Они не учатся никаким академическим предметом. Сын 13 лет задумывается “А как же я буду жить без вас? А какая у меня будет профессия?” Но они уже чем-то увлеченно занимаются. И мы их не терзаем планами на будущее. Мы смотрим как они радостью занимаются своим любимым делом. 

Старший, например, ездит на мотоцикле мотокросс. Он весь в этом. И, если это не будет спорт, то будет связано с техникой, машинами. И это видно самого детства. И совершенно отсутствие интереса к истории, языкам, химии физике. Это совершенно ему не надо. Я думаю, когда он немножко созреет, он определиться.  Мы поможем ему двигаться туда, куда он хочет.  Может наймем тренера, может учителя. Он не изучает систематически  математику или  английский. Тем не менее  он пользуется и тем и другим. Вроде узнает что-то от друзей, что-то от мамы, что-то от папы, общается с другими семьями. Есть интересные люди, яркие. Везде можно что-то подхватить идею или куда-то пойти посмотреть. Чем-то заняться, либо мудрости набраться от этих же родителей.  

Другой сын любит кулинарию, легко осваивается. Ему нравится биология, зоология. Он не сидит  выполняя задание по русскому или английскому. Начал читать в 9 лет.  До этого его не интересовало. Видео было источником информации. А сейчас он говорит “Мама мне не хватает навыка чтения я хочу этим заняться.” Пошли в библиотеку набрали книжек. Здесь в 5 лет идут в школу. Вот взяли книги для пятилетних. Он каждый день сам потихоньку читает целеустремленно. Он почувствовал недостаток этих знаний.

БЮ. Как Вы чувствуете такая тусовка хоумскулеров как у вас 12 семей она более интересна когда она стабильна либо когда она ситуативна?

SI. Должно быть ядро. Но важно, чтоб появлялись новые люди. Хорошо чтобы это место было популярным и многие хотели приходить туда заниматься.

БЮ. По поводу мопеда. В статьях проскальзывает тема самоорганизующегося обучение с большой буквы или с маленькой. Там идёт речь о саморганизующем обучение без учителя. Там звучит тезис что надо заниматься тем, что тебе интересно. Все равно потом базовые вещи типа математики и физики в чистом виде когда-то  будут ребёнком востребованы. Он просто этого пока не знает.  

Есть ли у вас чувство что он вроде бы занимается техникой, но потом захочет системно изучить физику и математику? Причем, он может не знать даже как это называется.  А вы ему подскажите что это называется физика.

SI. Да и найду учителя по физике и он объяснит что эта штука не работает потому что ты не знаешь каких-то законов. Если бы ты знал у тебя все легко получалось.

Я вижу что он терпеливо относится к приобретению таких знаний, и что это помогает ему достичь то, к чему он стремится. Да, когда он был маленький, ему было важно хороший учитель или плохой, кричит или нет. А сейчас, у когда он идёт к своей цели подход поменялся.

Мы привезли его большому спортсмену Шотландии которые даёт платные  уроки.  Это грубый человек который сильно ругался. Но сын сказал что он классный. Я стерплю его ругательства, но мне нужны его знания. Он  видел, что тот ему даёт то,  к чему стремился  мой ребенок. И он принимает мудрости этого мастера даже несмотря на всякие издержки. Точно так и с физикой. Если его это мало интересует но  это  связано с его мотобайком то он будет изучать.

БЮ. Если не секрет Вы давно переехали?

SI. 10 лет назад. Я вообще из Донецка. Мы жили в Литве. Муж из Литвы. Его пригласили сюда на работу и мы живём сейчас здесь.  Да попробовали ходить в школу шотландскую. Нам очень не понравилось. И я знала что он не захочет ходить в школу. Нашла хоумскулеров заранее и подготовил его.

БЮ. Не буду больше Вас мучить. Первое впечатление о хоумкулераха в Шотландии сложилось. Добавился плюсик на весы, что я на правильном пути.

У меня два пространства. У меня есть одно пространство для резидентов (Платформа Остров https://www.facebook.com/artostriv/) доступное 24 часа в сутки. И там есть и барабаны, и пианино, и музыкальная студия, и архитектурные и дизайнерские мастерские, есть станки. Лазер, фрезер, дерево, металл. Можно делать все что угодно.  Там я пытался целый год с детьми заниматься и у меня в общем-то ничего не получилось.


SI. А почему не получилось?

БЮ.  Я не знаю. Я ищу ответ. У меня был формат - воскресенье с 12 до 6 вечера дети могут делать то что хочется, а я им помогаю работать с инструментами и реализовать свои задумки. Большого наплыва не было. Два три ребёнка. Стоимость в виде donation. Осенью было больше людей. В среднем  приходили 2-3 раза. Потом переставали.

И еще есть второе пространство (Compass Meetpoint http://bitly.ws/4bB4 ).  Это пять комнат. Я хочу повернуть это пространство в направление коворкинга для хоумскулеров. Речь идет  о демократическом образовательном коворкинге “Діло ДІти”.  Понятно, что дети которые ходят в обычную школу, сюда не пойдут. У них тромбоз мозга и нету времени. Система специально делает так, чтобы человек не мог думать и осмотреться по сторонам.

Я понимаю, что есть проблема с теми кто живет в пригороде. Вечером  2-х часовая очередь из машин на выезд из города, а утром обратная ситуация. Мы можем говорить только о тех, кто в пешеходной доступности.  В радиусе километр.

Формат работы демократического образовательного коворкинга предполагается такой.  Есть пространство. Есть базовое оборудование и материалы для деятельности. Установлено время работы, например  9- 15. Есть взрослый, который помогает детям в их деятельности (но не организует ее) и следит за оборудованием (типа лаборант). 

Ребенок покупает абонемент на месяц. И может приходить в любое время и заниматься всем, что позволяет пространство и оборудование. Дополнительно могут быть организованы специализированные тематические занятия. Думаю, что эффективно такая конструкция сможет работать когда абонементы купили хотя бы 30 человек. Возможно, роль лаборанта и приходящих тренеров могут выполнять родители.
Я сейчас хочу начать пробовать  этот формат  буквально со следующей недели.

SI. Класс!

БЮ.  У меня есть внук 6 лет. Мы начнем сами, а дальше посмотрим. Подтянутся другие дети, значит делам правильное и нужное.

SI. @Stanislav Samykin тоже, на сколько я знаю, создал клуб для своего сына и других ребят, где они разбирали старую технику и конструировали что-то новое.

БЮ.  Он порекомендовал мне на Вас на тему хоумскулерства.

SI.  Я желаю вам удачи Если бы вы здесь такое организовывали, мы бы были клиентами. Думаю многие  бегали б в такой центр.

БЮ. Многие обращают внимание на то, что родители к этому не готовы. Если сейчас бы сказали вот вам деньги, делайте что хотите. Они бы выстроились в очередь в обычные государственные школы Потому что, они не знают что делать при полной свободе.

SI. Крупные социальные изменения двигает небольшая группа людей и если это будет успешно, то это подстегнет сомневающихся.

БЮ. Я вам тоже желаю удачи.



Запрошуємо

Кому подобається наш простір, запрошуємо. Деталі за телефоном 050 2809174 Мудрий Сов aka @Юрий Богачков;) 


1 коментар:

  1. Юрий Богачков спасибо за обсуждение, блог и четкое воспроизведение разговора. Думаю, что получится
    https://www.facebook.com/groups/sdeinukraine/permalink/932164360449296/?comment_id=933181927014206&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R%22%7D

    ВідповістиВидалити