суботу, 12 червня 2021 р.

Учимся понимать прочитанное

 ПРОЧИТАТЬ и ПОНЯТЬ, в чем разница? Прочитать, это вслух произнести написанный текст.  Умеют практически все дети.  С пониманием дело сложнее. Понять, означает разложить прочитанное на знакомые тебе элементы и встроить их в свою систему знаний и представлений о мире. Далеко не все дети, да и взрослые, умеют хорошо понимать прочитанное. Для того чтобы понимать необходимо развивать понятийное мышление.  



Лев Семёнович Выготский говорил, что дети ходят в школу, чтобы научиться думать. Только тогда, когда дети в школе изучают науки, они обучаются думать и у них формируется понятийное мышление. Любая наука построена по понятийному принципу: в основе лежат понятия и аксиомы, в зависимости от общих законов формируются частные, формируется пирамида понятий. И если изучается биология, физика, история, география и так далее, то мышлением усваивается принцип организации научных знаний, формируется понятийная структура, которая потом может работать автономно. Понятийное мышление – это не одна операция, это структура.

Понятийное мышление – способность не врожденная. Оно начинает появляться у ребенка в возрасте 6-7 лет. Именно тогда проявляется его способность не просто получать знания, но и давать им собственную оценку. Оно развивается у детей в школьном возрасте  на основе их практического и наглядно-чувственного опыта. Теоретические знания в случае, если не будет применено понятийное мышление, останутся лишь сухой, зачастую ненужной, а потому и быстро забываемой информацией. 

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб...

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове - мало, три волоса в супе - ужасно.

Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.

Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление "причина - следствие", "цели - средства", "тезис - обоснование - вывод". Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Тех, кто хочет сформировать понятийное мышление у своих детей приглашаем на пробное  занятие по развитию понятийного мылшения  https://unschooler.me/events/-MbpqC0_20YGankeLajJ .  Надеюсь Вы сможете избежать ситуаций как на видео ниже.




Использованы материалы https://www.psychologos.ru/articles/view/ponyatiynoe-myshlenie 

https://perfume007.livejournal.com/819538.html 


Немає коментарів:

Дописати коментар